г.Астана, ул. Ш.Кудайбердиулы 16, Медицинский колледж тел/факс 331-567
 
Авторизация
ГККП "Медицинский колледж" акимата города Астаны
Государственная лицензия АБ № 0129898

Залог качества сестринской помощи – соблюдение стандартов практических манипуляций

30.03.2010

Залог качества сестринской помощи – соблюдение стандартов практических манипуляций

Залог качества сестринской помощи – соблюдение стандартов практических манипуляций

Галина Афанасьевна Ковалева
Бакалавр сестринского дела, преподаватель предмета
«Основы сестринского дела»
Теслина Галина Николаевна, преподаватель предмета
«Пропедевтика внутренних болезней»
ГККП «Медицинский колледж»
Управление здравоохраненя г. Астаны

«Профессиональное и техническое образование должно быть
основано на профессиональных стандартах и жестко
взаимоувязано с потребностями экономики»
Н.А. Назарбаев

          Среднее профессиональное образование в Казахстане переживает в настоящее время период реформ и призвано удовлетворить потребности личности, государства, общества в получении гражданами образования и профессиональной квалификации.
         Современное общество нуждается в творческих людях, обладающих познавательной активностью в их социальной и профессиональной деятельности. Требования общества к социальной и профессиональной компетентности специалистов постоянно повышаются.
         Сегодня коренным образом изменилось отношение к профессии медицинской сестры и требования к ее профессиональным обязанностям.
         На современном этапе развития сестринского дела в обществе сестринский персонал должен брать на себя ответственность за качество предоставляемой сестринской помощи и располагать требуемыми полномочиями для этого.
        Ответственность в данном случае означает способность держать ответ за свои действия или бездействие. Ответственное отношение к здоровью – один из основополагающих принципов глобальной стратегии ВОЗ достижения здоровья для всех, имеющий первостепенное значение в профессиональной деятельности медицинских работников.
          Чтобы эффективно и качественно выполнять свои обязанности, сестринскому персоналу необходимо четко знать границы полномочий и ответственности.
          Что же такое качество вообще и медицинской помощи в частности? В 1994 году в Международном стандарте ISO (International Organization for Standardization) 8402 качеству было дано следующее определение: «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности». К основным характеристикам качества медицинской помощи можно отнести результативность, эффективность, оптимальность, приемлемость, законность и справедливость.
         Каким же образом сестринский персонал может определить, соответствует ли его деятельность требуемому уровню качества? Чтобы ответить на этот вопрос, он должен воспользоваться стандартами.
          Что такое стандарт? В словаре русского языка (1985 г.), читаем: 1) типовой образец, которому должно отвечать что-либо по размерам, форме, качеству; 2) шаблон, трафарет. Словарь иностранных слов 1984 г. издания, дает другое определение: стандарт (англ. - standard): 1) образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов; 2) нормативно-технический документ, устанавливающий единицы величин, термины и их определение, требование к продукции и производственным процессам, требования, обеспечивающие безопасность людей и сохранность материальных ценностей, и т.д. На основе приведенных определений дадим свое обозначение понятия «стандарт», применимое к медицинской деятельности: стандарт по выполнению медицинской манипуляции – модель алгоритма последовательных действий медицинской сестры, обеспечивающая безопасность и качественное проведение сестринской процедуры.
        Стандарты сестринского дела – основополагающие принципы или правила, в соответствии с которыми сестринский персонал может определить, отвечает ли оказываемая сестринская помощь установленному уровню качества.
        В медицинском колледже г. Астаны преподавателями Ковалевой Г.А., Сулейменовой С.Т. разработаны стандарты практической деятельности (на государственном и русском языках) для выполнения манипуляций обучающимися на практических занятиях по предмету «Основы сестринского дела». Преподавателем Сылкымбековой Г.Б. разработаны алгоритмы обследования пациентов, предмет «Пропедевтика внутренних болезней», преподавателем Теслиной Г.Н. составлены стандарты по оказанию неотложной доврачебной помощи. Подготовленные стандарты были рассмотрены и утверждены на заседании специальных дисциплин ЦК № 2, утверждены директором ГККП «Медицинский колледж» А.Н. Саржановой, согласованы с главным специалистом отдела лечебно-профилактической работы ГУ «Департамент здравоохранения» г. Астаны Мусиной Р.Р.
       Эффективность работы со стандартами практических манипуляций проверялась мнением обучающихся:
   - стандарты практических манипуляций делают работу на практическом занятии более осмысленной и упорядоченной, мобилизуют внимание. Работая на занятии по стандартам - не устаешь, а время пролетает быстро и незаметно.
   - работать на занятии гораздо интереснее. Тема занятия в этом случае усваивается гораздо лучше. Всегда интересно работать по стандартам практических манипуляций, знаешь в какой последовательности выполнять манипуляции, что дает возможность не допускать ошибок.
       Внедрение стандартов практических манипуляций в процесс обучения позволили нам сделать следующие выводы:
1. Стандарты дают возможность контролировать правильность проведения сестринских манипуляций.
2. Они позволяют правильно распределять средства, необходимые для обеспечения работы.
3. Стандарты способствуют формированию единой системы организации выполнения сестринских манипуляций во всех отделениях колледжа.
4. Стандарты способствует усвоению учебного материала на более высоком качественном уровне.
5. Введение стандартов, алгоритмов практического обучения создает условия для сознательного усвоения навыков, умений, активизации мыслительной деятельности.
6. Стандартный подход, в конечном счете, ведет к повышению профессиональной ответственности медицинской сестры.
        Таким образом, использование стандартов практических манипуляций на практических занятиях способствуют повышению качества знаний обучающихся.
         Для того чтобы в сестринском деле произошли положительные перемены, необходимо, помимо много другого, создать уникальную систему знаний в этой области, разработать стандарты, отличающиеся от врачебных, а главное приемлемые для нашей системы здравоохранения.
         Для решения проблемы повышения качества подготовки средних медицинских работников специалистов, необходимо полнее использовать достижения теории и практики профессиональной педагогики. И, прежде всего, необходимо повысить роль самостоятельной работы на практических занятиях, как фактора сотрудничества для развития познавательной активности обучающихся медицинских учебных заведений, а именно, через внедрение единых стандартов практических манипуляций.
          Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана сказал «Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов». На современном этапе образовательного процесса, стратегической целью медицинского учебного заведения является подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для практического здравоохранения.

Количество показов: 7603 Автор:  Ковалева Г.А. и Теслина Г.Н

Возврат к списку

 
Опрос
Откуда вы узнали о нашем сайте?